воскресенье, 24 февраля 2008 г.

Десант в Териберку

 

Издание «Российская газета»
Выпуск N 36 от 20 февраля 2008

28 февраля будет дан старт работам по обустройству Штокмановского месторождения. Они начнутся со строительства завода по сжижению газа в поселке Териберка Мурманской области.

С началом освоения Штокмановского месторождения Россия окончательно закрепит за собой место лидера среди стран, располагающих запасами энергетических ресурсов, имеющих планетарное значение. Ведь речь идет о 3,6 триллиона кубометров газа и 31 миллионе тонн конденсата. Эти колоссальные объемы позволят не только газифицировать северо-запад страны, но и поставлять газ в Европу и США.

Поставки сжиженного газа из Штокмана, как недавно сообщил заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев, планируется начать уже в 2014 году. А с выходом на проектную мощность на месторождении можно будет добывать 67,5 миллиарда кубометров газа. Этот объем сопоставим с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков в Европу — Норвегии.

За шесть лет предстоит полностью обустроить месторождение, провести под водой две нитки трубопроводов для транспортировки газа до берега и проложить газопровод по суше, построить две линии завода по сжижению мощностью 7,5 миллиона тонн в год, возвести больницу, школу, дома для рабочих. Причем все это придется делать в условиях арктического климата холодного и бурного Баренцева моря, в районе, где практически полностью отсутствует транспортная и социальная инфраструктура.

Поэтому было немало споров и сомнений при выборе площадки для возведения терминала и строительства завода. В основном рассматривались два варианта: поселки Видяево и Териберка.

Видяево было интересно тем, что расположено во фьорде, защищено от свирепых северных штормов. Но от месторождения оно находится на 14 километров дальше (это дополнительный расход примерно в 100 миллионов долларов) , к тому же во фьорде очень сложный рельеф дна, что вызовет немалые трудности при прокладке трубопроводов.

Териберка — ближе, но бухта там открытая, а значит — ветра, сильная волна, туманы. Проблему можно было бы решить путем возведения волнореза и строительства прочих гидротехнических сооружений. Но это дополнительные грузы, которые надо будет в Териберку доставить. Не говоря уже о том, что до окончания строительства терминала разгрузку судов с оборудованием, техникой, материалами придется проводить на рейде, то есть фактически в открытом море. Задачу можно было бы посчитать, по меньшей мере, трудновыполнимой, если бы не уникальный семидесятилетний опыт Мурманского морского пароходства в проведении подобных операций.

На состоявшемся 12 февраля в Мурманске совещании, в котором приняли участие губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, представители ОАО «Газпром», ООО «Севморнефте-газ», французской компании Total, норвежской StatoilHydro, ОАО «Гипроспецгаз», генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев сообщил, что его компания готова взять на себя решение всех вопросов транспортировки грузов и их разгрузки. «Мы не видим сложности в доставке строительных материалов и техники», — резюмировал он.

ОАО «ММП» сегодня действительно не только располагает всеми классами судов, необходимых для доставки генеральных грузов, колесной и гусеничной техники, жилых модулей и нефтегазового оборудования, но и уже подготовило схемы размещения их в трюмах и проработало технологию разгрузки на рейде.

То, что компания справится с этими объемами, ни у кого сомнения не вызывает. Ей приходилось перевозить и трубы большого диаметра, и различную технику, необходимую нефтяникам. В 2006 году ММП доставило крупногабаритное оборудование весом 200 тонн компании «Ванкор-нефть». Причем была осуществлена сложная технологическая операция по перевалке груза с судна типа река—море на теплоход ледового класса «Капитан Данилкин». А в 2007-м ММП перевезло не менее сложный груз — нефтяное оборудование из Дзержинска в портопункт Прилуки на Енисее.

В составе флота ОАО есть суда-снабженцы ледового класса типа СА-15 с мощным крановым оборудованием на 80 тонн и откидными аппарелями для погрузки-выгрузки техники весом до 56 тонн. За один рейс такое судно, к примеру, способно доставить 446 бетонированных труб большого диаметра. В арсенале пароходства имеется дноуглубительная техника, суда с малой осадкой, способные вплотную подходить к берегу. В общем, Мурманское морское пароходство к освоению Штокмановского месторождения готово.

Юрий Банько