понедельник, 28 июля 2008 г.

ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

С чего начинается Родина

Поклонный Крест, Порт-Владимир, Мурманская область…Стою на палубе корабля – маленького морского буксирчика. Весёлый морской ветер, смешиваясь с запахом из машинного отделения, напевает мне свою задорную песню. И моя душа поёт. Вообще-то она начинает петь ещё задолго до предстоящего путешествия. У матушки моей примета есть – батюшка запел, весёлый очень – значит точно в дорогу собирается. Поропщет, побурчит немного, а потом осенит меня крестным знамением – «сохрани, Господи». Я тоже молюсь, вспоминая одну из любимых своих библейских историй о Товии. Об отце его Товите. Чудесное путешествие юноши в сопровождении Ангела, его женитьбу… «Путь и Истина сый Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда посли…». Не успел я дочитать молитву до конца, залаял радостно Дружок – неизменный спутник во многих моих «боевых» походах.

Кстати напомнил мне, что у Товии тоже была собачка, сопровождавшая его в путешествии. Мне она представляется такой же как мой Дружа – маленькой, хвост крючком и с кисточкой. Я говорю Друже: «Дружа, ты так всегда радуешься, когда мы куда-то собираемся. Наверно у тебя в роду тоже кочевники были. И ни той ли ты собачки потомок?». Он в ответ только хвостом машет.

Поклонный Крест         Отчаливаем. Благослови, Господи, путь рабом Твоим. На корабле нас человек двадцать пять, не считая собаки. Посреди нас Крест, на котором написаны слова: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя». Путь наш лежит на остров Шалим. Остров этот бережно объемлет двумя своими рукавами губа Ура. На этом-то Шалиме находится место, куда устремлены мысли всех нынешних пассажиров судна. Ведь почти все они – бывшие жители Порт-Владимира, старинного рыбацкого посёлка, названного так в честь Великого князя Владимира Александровича, брата Александра Третьего в Порт-Владимир, Мурманская область1885 году, при посещении им этого места, где на его средства был построен китобойный завод. Это родина моих спутников. Около 40 лет назад все они были выселены на большую землю, а в Порт-Владимире была устроена военная база. Но в конце 90-х годов и военные отсюда ушли.

       Бывшие жители не устают благодарить организатора ежегодных таких походов в Порт-Владимир Михаила Григорьевича Орешету – руководителя Мурманского центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи. Михаил Григорьевич довёл до нас план мероприятий на предстоящие 3 дня, которые пройдут под девизом «с чего начинается Родина». После организации палаточного лагеря и трапезы, само собой, воспоминания. Хождение по родной земле, прикосновение к этим скалам, к этому воздуху, к этому родному небу, прикосновение к родным домам, или к тому, что от них  осталось, просто к месту, где стоял родительский Остатки судна. Порт-Владимир, Мурманская областьдом. Также запланирован поход на о.Еретик, с целью исследования остатков китобойного завода. И ещё предстоит «высадка десанта» на остров Могильный, где  находится старинное кладбище. Нам необходимо, по мере сил, благоустроить древние могилы и установить там поклонный Крест…

       …Три дня прошли на одном дыхании. Мы возвращались уставшие, но счастливые. Всё  запланированное нами, с Божьей помощью, удалось совершить. На месте китобойного завода была найдена китовая косточка весом Остатки судна. Порт-Владимир, Мурманская область15 кг (не то лопатка, не то челюсть какая). Она займёт место в Видяевском музее.

       Поклонный Крест, как и положено, увенчал собою остров Могильный. Осеняя древние могилы, он является и ориентиром проходящим в море кораблям. Перед ним мы совершили заупокойное богослужение «о всех здесь лежащих и по всюду православных христианах». Особо помолились о воинах, братское захоронение которых времён ВОВ, было нами обнаружено на

Вознесение Поклонного Креста

кладбище. Его благоустройством предстоит заняться в будущем.

       После установки Креста, одна женщина (звать её Валентина), обратилась ко мне: «Батюшка, вот мне уже не мало лет, а я до сих пор не крещёная. А можно ли мне здесь, на родной земле, принять таинство крещения?» Мы совершили таинство крещения на Святом (питьевом) озере.

Красивейшее место. Озеро находится в обрамлении высоких скал, как будто в каменной чаше. Отношение к нему, как рассказывают местные жители, было всегда особенным, благоговейным. В нём никогда не купались. Только Поклонный Крест воду брали. Зимой кололи лёд и на саночках возили домой. С этим озером связано и ещё одно маленькое чудо. К  нашему лагерю подходила труба. Обычная, водопроводная. Вода из неё льётся всегда. Её устроили недавно так называемые «металлисты». Мы там умывались и воду брали. Так вот, мою руки, а из трубы рыбка вылетает. Маленькая, живая! Ну и ну, думаю, чудеса. Ни остров Шалим, а поле чудес какое-то. Оказывается труба эта идёт с Питьевого озера, и рыбки как-то туда попадают…

Прощались мы в Видяевском храме. Таинство крещения было довершено над рабой Божией Валентиной миропомазанием и воцерковлением. В эти три дня вместилось очень много событий. «Смотрите – сказал я – сколько всего было там: и крещение, и покаяние, и заупокойная молитва, и воздвижение Креста, сколько добрых дел. Осталось ещё венчание совершить и Литургию отслужить. И в этом будет полнота жизни»

Дружок, ставший любимцем публики, провожал всех радостным лаем, надеясь на будущую встречу.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Сергей Шерфетдинов, 2008 г., Мурманская область, Порт Владимир.