среда, 4 июня 2008 г.

Их помнят на земле

По инициативе локомотивного депо Раменское электричка Москва—платформа 47-й километр была названа в честь экипажа затонувшей подлодки «Курск».

Идея назвать электричку в память трагически погибшего экипажа атомной подводной лодки «Курск» принадлежит старшему машинисту Михаилу Михайловичу Макурову. Сам Михаил Михайлович в прошлом — моряк-подводник. Служил на атомном ракетном крейсере в начале 80-х. Но, как известно, бывших подводников не бывает.

— Кто пережил, как я, поход в 78 суток, никогда не забудет, что это такое, — говорит служивший машинистом-турбинистом, матросом первой статьи Михаил Михайлович. — И никто не может даже себе представить, как погибали ребята.

На передней и хвостовой кабине электрички Москва—платформа 47-й километр белой краской выведен силуэт подлодки и скромная надпись «имени экипажа АПЛ «Курск». Сейчас рассматривается вопрос о

покраске состава в особые цвета, как и подобает «именной» электричке. В кабине Михаила Михайловича в траурной рамке, как икона, висит фотография-некролог АПЛ «Курск»: «12 августа 2000 года. Трагедия в Баренцевом море. Во время учений тонет атомная подводная лодка «Курск». Больше недели вся страна следит за ходом спасательной операции, которая так и не увенчалась успехом. Никого из 118 членов экипажа спасти не удалось». За спиной Макурова больше миллиона километров железнодорожных путей и несколько тысяч миль под водой.

— Тогда, в августе 2000-го, я ходил сам не свой, понимал, что шансов спастись у них практически нет, но надеялся, — говорит Михаил Макуров. — Эта электричка — дань уважения всем морякам-подводникам. Не только «Курска», но и К-19, «Комсомольца» и многим другим. Это все, что я мог сделать для них.

Вообще-то в память об экипаже «Курска» создано множество мемориалов. Существуют музейные экспозиции в Видяево, Санкт-Петербурге, Петропавловске-Камчатском и других городах, уроженцами которых были погибшие на АПЛ моряки. В Курске на территории такого мемориала захоронены куряне-подводники, и те моряки, чьи семьи пожелали после трагедии остаться жить в городе, давшем атомной подводной лодке свое имя.

Иконописцы написали «икону памяти» Богоматерь «Знамение» («Морская»). Юрий Шевчук написал песню о трагически погибшем экипаже подлодки.

— Помнить о подводниках необходимо, особенно в наше время, — рассуждает Макуров. — Молодежь все быстро забывает. Помню, как услышал в новостях, что в Воронеже были осквернены могилы моряков, стало не по себе. И это было накануне Дня ВМФ, когда вспоминают тех, кто не вернулся из похода...
Автор: Вячеслав Степовой

Дата: 4 июня 2008