источник: KP.ru, Оксана ПЕТРОВА — 12.08.2009
Бывшие подводники охотно фотографировались у штурвала атомохода «Ленин».
Фото: Елена КОВАЛЕНКО
В Мурманскую область прибыли участники автопробега Киев - Мурманск, посвященного 65-й годовщине Победы и 20-летию со дня гибели подводной лодки «Комсомолец».
Автоколонна из 18 сине-белых машин, украшенных наклейками и флагами Северного флота, торжественно пронеслась через Кильдинский КПП в 17 часов вечера этого понедельника. За рулем - российские, казахстанские и украинские ветераны-подводники. Автопробег стартовал в Киеве 12 дней назад. Он посвящен 65-й годовщине Победы и 20-летию со дня гибели подводной лодки «Комсомолец».
- Ежегодно на 1-2 машинах мы ездили в Санкт-Петербург на День флота. А когда набралось четыре автомобиля, то решили посетить Мурманск, благо он рядом (каких-то полторы тысячи километров). Попробовали разок, составили программу и разослали приглашения в экспедицию, - рассказывает организатор автопробега Вадим Навроцкий.
- Я служил здесь с 86-го года в Западной Лице коком, да так и решил связать свою дальнейшую жизнь с ресторанами. Теперь у меня есть свои заведения в Украине.
Встречи бывших подводников расписаны по часам - музей Северного флота, атомоход «Ленин», краеведческий музей, митинг у рубки «Курска». Еще хотели посетить закрытые военные города области, да не повезло - не смогли договориться о пропусках.- Ехали с большим энтузиазмом! Многие взяли своих родственников, я вот с сыном и внуком приехал. Все очень хотят близким показать родные места, где юность прошла, где школу заканчивали. Но, к сожалению, не у всех это получилось, - вздыхает Николай Синько, капитан первого ранга, член совета ветеранов Украины. - Я служил в гарнизонах Видяево, Полярный и Западная Лица, но российский генштаб запретил нам посещать ЗАТО. Мы столько всех собирали, искали сослуживцев! В Пскове, Ленинграде встречи с военными товарищами прошли на ура, а вот Север нас не понял.
Многие участники автопробега родом из Заозерска, Североморска. У Николая Синько друг погиб на «Комсомольце». Но бюрократическая машина Минобороны осталась неумолимой. Ведь участники автопробега хоть и бывшие североморцы, но уже граждане других стран.- Это такой удар для меня. Моему отцу уже 60 лет, он не смог поехать со мной. Поэтому он заказал привезти мне фотографии родных мест - мы жили в Заозерске, - говорит Елена Милокостова. - Хотя на всех уровнях в Украине, Москве и Питере нас заверили, что никаких проблем не будет с пропуском!
Тем не менее ветераны не унывали и все время перекидывались шутками. На атомоходе «Ленин» украино-казахстанскую делегацию воодушевил стоявший в углу рояль. Спросив разрешения у капитана ледокола, ветераны, как дети, кинулись играть классику.
Александр Логинов, в 80-е годы обслуживавший реакторы на подлодках в Гаджиево и Оленьей губе, отнесся к поездке со всей серьезностью. Даже пришлось на работе уговаривать напарника, чтобы он подежурил эти дни за него.- Я сейчас в Воронеже живу. С ребятами встретился в Питере. Хорошо, что есть Интернет - мы все в «Одноклассниках» переписываемся, - улыбается Александр Николаевич. - Поездка, конечно, серьезных расходов потребовала - по 14 тысяч сбросились на топливо, и уже на личные расходы 10 тысяч ушли. Но не жалеем. У кого-то сослуживцы на «Комсомольце» погибли - нужно отдать дань памяти ребятам.
Между тем ветераны-подводники не хотят останавливаться на этом первом автопробеге. Ведь есть еще Черноморский, Балтийский флоты, где тоже служили их товарищи.
0 коммент.:
Отправить комментарий